ИСТОРИЯ БРАЗИЛЬСКОГО ДЗЮ-ДЗЮЦУ
Происхождение
БДД обязано своим возникновением японскому мастеру дзюдо из знаменитого Кодокана - Мицуё Маэде (известному также как Конде Кома). Маэда был одним из пяти лучших кодокановских специалистов по борьбе на земле (нэ-вадза), которого основатель дзюдо, Дзигоро Кано, отправил за границу распространять созданное им искусство. Маэда покинул Японию в 1904 году и объехал целый ряд стран, где проводил показательные выступления по дзюдо и принимал вызовы борцов, боксеров и представителей различных других единоборств, прежде чем 14 ноября 1914 года прибыл в Бразилию.
С самого начала своего существования дзюдо обособилось от дзю-дзюцу, резко отличаясь от него в своих целях, философии и системе тренировки. Для Кано дзюдо было не только боевым искусством: оно также являлось спортом, методом физического воспитания и развития личности молодежи, и, в конечном счете, жизненным путем (До). В очень большой степени БДД также вобрало в себя эту философию.
Часто можно услышать заявления о том, что БДД развилось на основе традиционного японского дзю-дзюцу, а сам Маэда был мастером дзю-дзюцу. Однако Маэда если и занимался классическим дзю-дзюцу, то очень непродолжительное время. Будучи подростком, он занимался сумо, а после того как в обществе возник интерес к дзюдо, сменил сумо на дзюдо и стал учеником школы Дзигоро Кано. Перед самой смертью в 1941 году ему был присвоен 7-й дан по Кодокан дзюдо.
Название
Когда Маэда покинул Японию, дзюдо все еще по-прежнему называли «Кано дзю-дзюцу», а иногда и просто «дзю-дзюцу».
Кигаси, соавтор книги «Кано дзю-дзюцу», писал в предисловии: «В связи с использованием термина «дзюдо» возникла некоторая путаница. Чтобы прояснить ситуацию, я заявляю, что «дзюдо» - это термин, который Профессор Кано выбрал потому, что он более точно описывает созданную им систему, чем термин «дзю-дзюцу». Профессор Кано является одним из передовых педагогов Японии и поэтому это естественно, что он подыскал техническое слово, которое бы более точно описывало его систему. Но японцы по-прежнему придерживаются более популярной терминологии и называют ее дзю-дзюцу».
Вне Японии это различие было заметно еще меньше. Действительно, разница между «дзюцу» и «до» очень тонкая, и поэтому эти слова до сих пор иногда используют несколько произвольно.
Поэтому когда Маэда и Сатакэ в 1914 году прибыли в Бразилию, все газеты объявили о мастерах дзю-дзюцу, несмотря на то, что оба они представляли Кодокан дзюдо.
Само японское правительство до 1925 года не делало никаких официальных заявлений о том, что правильным названием боевого искусства, преподаваемого в общественных японских школах, должно быть «дзюдо», а не «дзю-дзюцу». В Бразилии же привезенное Маэдой искусство до сих пор называется «джиу-джицу». Когда семья Грейси перебралась в Соединенные Штаты, чтобы распространять там свое искусство, то их система стала называться «бразильское джиу-джицу».
«Джиу-джицу» – это транслитерация старого романизированного названия (Jiu-Jitsu), под которым это искусство впервые стало известно на Западе. Оно и сейчас широко используется в своем первоначальном виде, хотя согласно современной (хэпберновской) системе романизации это слово записывается как "jūjutsu" (а согласно принятой в русском языке системе кириллизации японских слов - «дзю-дзюцу»).
Иногда это искусство еще называют «джиу-джицу Грейси» (Gracie Jiu-Jitsu или GJJ), но это название является зарегистрированной торговой маркой Хориона Грейси и обозначает стиль, который преподает он и назначенные им преподаватели. Другие члены семьи Грейси часто называют свои стили своими собственными именами, например, «Джиу-джицу Чарлза Грейси» (Charles Gracie Jiu-Jitsu) или «Джиу-джицу Хенцо Грейси» (Renzo Gracie Jiu-Jitsu). Точно так же братья Мачадо называют свой стиль «Джиу-джицу Мачадо» (Machado Jiu-Jitsu или MJJ)
Сегодня существует четыре основных направления бразильского дзю-дзюцу: «Грейси Хумаита» (Gracie Humaita), «Грейси Барра» (Gracie Barra), «Альянс джиу-джицу» (Alliance Jiu-Jitsu) и «Джиу-джицу Карлсона Грейси» (Carlson Gracie Jiu-Jitsu). Каждое из направлений уходит своими корнями в дзю-дзюцу Мицуё Маэды и Элио Грейси.
Развитие
В Бразилии Маэда встретил влиятельного бизнесмена по имени Гастао Грейси (Gastão Gracie), который помог ему устроиться. В 1916 году его сын, Карлос Грейси (Carlos Gracie), в то время 14-летний мальчик, увидел показательные выступления Маэды в «Театре мира» (Teatro da Paz) и решил изучать дзю-дзюцу. Маэда принял Карлоса в ученики и тот со временем стал выдающимся мастером, а в последствии вместе со своим братом, Элио Грейси (Hélio Gracie), стал основателем современного бразильского дзю-дзюцу.
В 1921 году Гастао Грейси переехал с семьей в Рио-де-Жанейро. Карлос, которому в то время было 17 лет, передал то, чему его научил Маэда, своим братьям Освальдо (Osvaldo), Гастао (Gastão) и Йорге (?Jorge). Элио в то время был слишком молодым и болезненным, чтобы изучать это боевое искусство – врачи категорически запретили ему принимать участие в тренировках. Несмотря на это, Элио научился дзю-дзюцу, наблюдая за своими братьями. В итоге он преодолел свои проблемы со здоровьем и сегодня считается основателем бразильского дзю-дзюцу (хотя другие, например, Карлсон Грейси, указывали именно на Карлоса как на основателя искусства).
Элио участвовал во многих соревнованиях, большинство из которых заканчивались вничью. Одно поражение (в Бразилии в 1951 году) ему нанес японский дзюдоист Масахико Кимура, чье имя Грейси дали болевому приему, которым тот победил Элио (Грейси выбросили полотенце только после того как Кимура сломал Элио руку).
На протяжении 20-го века члены семьи Грейси продолжали развивать свою систему, часто принимая участие в поединках вале тудо (предшественниках современных соревнований по смешанным правилам), в ходе которых основной упор делали на борьбу в партере.
Известность
Бразильское дзю-дзюцу получило международную известность в сообществе боевых искусств в 90-х годах прошлого столетия, когда мастер бразильского дзю-дзюцу Хойс Грейси выиграл первый, второй и четвертый «Чемпионат по боям без правил» (Ultimate Fighting Championships). На этих соревнованиях, построенных по системе выбывания, Хойс часто бился против соперников, намного превосходивших его силой и размерами и занимавшихся другими стилями единоборств: боксом, шут-файтингом, каратэ, дзюдо, тхэквондо и борьбой. С тех пор бразильское дзю-дзюцу стало одной из основных боевых дисциплин для многих бойцов, выступающих по смешанным правилам. Оно привлекло всеобщее внимание к важности борьбы на земле.